
Практика показывает, что социальная память крепче. Когда студенты вдвоем-втроем готовятся к экзамену, результат лучше. Русский физиолог Ухтомский создал учение о доминанте («устойчивый очаг возбуждения в коре головного мозга»). Он доказал, что этот очаг может притягивать посторонние раздражители и подпитывать себя. Лишь бы они были слабой интенсивности – тихая спокойная музыка, покачивания, жесты и т.д. К тому же в компании вы всегда найдете эмоциональный отклик, юмор, что всегда способствует запоминанию.
Доказанный факт – прослушивание произведений Моцарта во время интеллектуальной работы в разы увеличивает активность мозга.
В народе ходит пословица: «не получается что-то одно, делай все сразу!» Пример музыканта П. Маккартни подтверждает это. В школьные годы он часто писал сочинения и смотрел телевизор. Мама ворчала, но, когда увидела результат, - за сочинение пять и сериал весь рассказал, - отстала.
Уже давно доказано, что память от подобной нагрузки на развивается. Со школьниками не раз проводили эксперимент по заучиванию стихов. В результате оказалось, что времени в третий день запоминания тратилось столько же, как и в первый. Естественно на одинаковый объем информации. Прогресс пошел только тогда, когда дети стали напевать, жестикулировать, представлять, т.е. использовать какие-то приемы, крючки для улучшения запоминания.
Отсюда иллюзия, что мнемотехника память в целом не развивает и она сложна для усвоения, тоже рассеивается.
Опыт центров развития памяти показывает, что можно развить память в разы, особенно на конкретную информацию: на слова, на лица, на значки, на цифры…
А если интернет не работает?
Каждый, кто путешествовал на автобусе и посещал 2-3 города за день, знает, что через несколько дней в голове каша, и голова отключается.
Проводился эксперимент, когда человеку в состоянии гипноза предлагали «сфотографировать» текст, показанный вверх ногами, а потом его воспроизвести. Так вот даже гипноз не подтвердил существование такой памяти. Разведчики просто делают это быстро, почти незаметно, но все же читают и запоминают, применяя мнемотехнику. Человек – не фотоаппарат. Запомнить – да. Механически сфотографировать – нет.
Сокращение сна ухудшает концентрацию внимания после 1 ночи на 30%, если не спать 2-3 ночи – приходит полная нетрудоспособность. А обильное, чрезмерное чтение рассматривается психоаналитиками как невроз, уход от активной жизни.
Один из самых любимых приемов мнемотехники среди наших учеников – запоминание во сне.
Человеческий мозг – тонкий инструмент и он не терпит насилия, поэтому тренировки не должны превращаться в пытку и скукоту. Речь идет о выработке навыка эффективного запоминания. И здесь важна личная заинтересованность и регулярные упражнения.
Нет такого препарата, чтобы принял и все в порядке – интеллект повысился, память укрепилась, внимание стало идеальным. Надо заниматься самому упорно и долго. Награда – результат, развитие или открытие нового уровня, который когда-то казался недосягаем.
Надо верить в свои силы и в то, что их можно развить.
На самом деле – заучивать, не понимая, не представляя то, о чем идет речь, не пересказывая текст своими словами, невыгодно. Дальше оперативной памяти зубрежка не пройдет. Сдал экзамен, закрыл зачетку и оставил в ней все, что зубрил накануне.
Повторение необходимо как средство, обеспечивающее запоминание, но оно не должно применяться механически.
Лучше не скажешь. Только повторять лучше не пять раз подряд сразу после прочтения, а в течение пяти дней по одному разу. Эксперименты Эббингауза показали, что часть заучиваемого материала забывается очень быстро, но затем забывание идет медленнее. Поэтому вывод: повторение начинайте раньше, чем начнется стадия медленного забывания.
Так или иначе, но память можно и нужно тренировать. Кому-то всегда дано больше, а кому-то меньше, но, найдя наиболее подходящую для себя методику (с учетом особенностей к восприятию), каждый сможет достичь отличных результатов.
Авторы статьи: Игорь Матюгин, Вера Самойлова